Здесь мы рассказываем о реальных людях, которые успешны. Мы проводим интервью с теми, кто интересен. Герои нашего времени делятся секретами.
8 Мая

Кендрик Уайт об успехе в бизнесе

Кендрик Уайт, генеральный директор частной консалтинговой компании Marchmont Capital Partners, перед тем как приехать в Россию в 1992 г., в течение семи лет работал в банке ABN-Amro в Чикаго (Иллинойс, США). Получил степень MБA в Школе менеджмента «Келлогг» Северо-Западного университета штата Иллинойс (США). Кендрик Уайт является одним из пионеров становления венчурной индустрии в России, начавшейся в начале 90-х годов, когда были созданы 11 региональных венчурных фондов. С 1998 по 2005 гг. он руководил венчурным фондом ЕБРР Quadriga Central Russia, который инвестировал около 50 млн долларов в перспективные компании региона. С 2005 года возглавляет консалтинговую компанию «МАРЧМОНТ Капитал Партнерс». За несколько лет напряженной работы в России компания осуществила ряд успешных проектов для промышленных и торговых предприятий. С 2008 года «МАРЧМОНТ Капитал Партнерс» стала известна как организатор деловых мероприятий – серии региональных конференций «Стратегии роста и инвестиции в развитие бизнеса». В течение года было организовано и проведено восемь крупных конференций в городах России. В 2009 году был запущен трехлетний региональный проект Форумов бизнес-лидеров – эффективная площадка для обмена мнениями, получения важной информации в сфере малого и среднего бизнеса. А в прошлом году форумы сменила программа мастер-классов и тренингов для инноваторов в разных регионах страны. Вот уже почти 20 лет своей профессиональной деятельности Кендрик Уайт посвящает поддержке и развитию малого и среднего бизнеса в России и оказывает помощь прогрессивным менеджерам.
— Господин Уайт, Вы приехали в Россию 20 лет назад. Как Вы оцениваете ситуацию с развитием малого бизнеса и инноваций в нашей стране за этот период и динамику этого развития?
— О, это был хаос! Это было очень сложное время гиперинфляции, начинался процесс приватизации, никто не знал о рыночной экономике, как вообще общаться с иностранцем. У меня образовался в конце 1992 — начале 1993 года самый первый центр поддержки малого и среднего бизнеса. Он находился на проспекте Гагарина,46 – это Волго-Вятский Кадровый Центр (Администрация Нижнего Новгорода пригласила г-на Кендрика), который занимался тренингами и образованием для будущих предпринимателей. Это было фантастически. Это была разноплановая аудитория из молодых студентов, ученых, чиновников и академических служащих, которые тогда еще не знали, что такое рыночная экономика, банковский кредит и чего хочет инвестор. Основные трудности были из-за нулевого уровня понимания рыночной экономики. Это было самое первое поколение бизнесменов новой постсоветской России.
— Насколько эффективно, по Вашему мнению, развивается венчурное инвестирование в России?
— 15 лет назад в России был первый инвестиционный проект. Сегодня Россия занимает IV место в Европейском Союзе после Германии по венчурному инвестированию в инновационный бизнес. Это колоссальный рост! Поколение бизнес ангелов в России сегодня – это молодые бизнесмены 40-45 лет. Они не чувствуют свою роль наставника: одни готовы вложить средства в стартап, и ждут быстрой отдачи и получения прибыли без поддержки начинающего предпринимателя. Другие инвестируют в проект и хотят получить 51% (основную часть бизнеса). И считают, что выигрывают от приобретения технологии. Тем не менее, ее развитием становится некому заниматься – это тоже неверная позиция. Это неправильное понимание. Технология – это не ключ. Основная задача бизнес ангела инвестировать не столько в технологии, сколько в группу, которая будет заниматься ей день и ночь. Это будут люди с горящими глазами, которые хотят изменить мир. Это «новый химический материал».
Через 10 лет будет много бизнес ангелов, это будет очень выгодно. Но уже сейчас нужно собирать механизм, который будет работать как бизнес ангел, собирать процесс и показывать истории успеха.

— Господин Уайт, Вы работаете совместно с ННГУ им. Лобачевского над проектом – «Marchmont — UNN Venture LAB». В чем суть сотрудничества? Какие результаты Вы ожидаете получить?
— В первую очередь, хочу сказать, что, по моему личному убеждению, академическая наука и ее исторически сложившаяся способность глубоко проникать в суть фундаментальных наук, таких как математика, физика, химия, материаловедение, – это громадное конкурентное преимущество России в XXI веке. И в годы СССР, и много раньше умение глубоко изучать научные процессы было в крови, если не в генотипе народов России. И поэтому российский ИТ-бизнес, заслуженно воспринимаемый в мире в числе лидеров, – на мой взгляд, не более чем верхушка айсберга.
Однако, проблема и слабость России в отсутствии механизмов, помогающих науке выводить свои технологии на рынок. Это непростая задача повсюду в мире. И для американцев, и для англичан фундаментальная наука по сути своей сложна, особенно в плане создания на ее основе коммерческих продуктов. Но я знаю, что в США, Израиле, Великобритании созданы специальные весьма полезные механизмы решения этой проблемы. Я уверен, что к России эти механизмы совершенно нормально применимы, и мы могли бы на их основе организовать коммерциализацию научных достижений таких научно-образовательных структур, как ННГУ.
Создавая нашу Венчурную лабораторию (по-английски она называлась бы Proof-of-Concept Center), мы стремимся сформировать внутри ННГУ и его Инновационно-технологического центра системную структуру, призванную решать главную задачу – задачу выяснения рыночного применения разрабатываемых в университете технологий. В США этот процесс был запущен еще 20 лет назад в Университете Колорадо, и сейчас в стране более десяти очень известных и успешных примеров центров proof-of-concept, работающих в вузах и помогающих выводить технологии на рынок. Наверное, наиболее знаменит Центр Дешпанде (Deshpande) при Массачусетском технологическом институте. Кроме того, следует назвать Центр фон Либига (von Liebig PoC) Университета Калифорнии в Сан-Диего, центры proof-of-concept при Университете Юты, при Университете Колорадо в Боулдере. Блестящие достижения этих и других подобных центров подсказали администрации президента Обамы идею создания целой финансируемой государством сети центров proof-of-concept.
Кроме того, в современной индустрии венчурного бизнеса несколько поменялись и роли бизнес-ангелов. «Ангелы» стремятся объединиться в некие синдицированные структуры, входящие в проекты только после того, как коммерческая пригодность технологий в этих проектах уже доказана. Это неизбежно в условиях все усложняющихся технологий, идущих из фундаментальных наук.
— Итак, что же будет представлять собой «Марчмонт» – ННГУ Венчурная лаборатория (Marchmont – UNN Venture Lab)?
— Это будет консалтинговый центр, в котором преподаватели и студенты университета смогут получить совет о том, как коммерциализовать разрабатываемые технологии. К примеру, мы рассмотрели недавно несколько проектов с запатентованными технологиями, нацеленными на создание медицинских приборов, лазерного идентификатора подлинности товаров и предметов искусства и др. И мы постарались понять, кому нужны эти технологии и как презентовать их потенциальным стратегическим партнерам, финансовым инвесторам и покупателям. Мы не тестируем технологию – у нас не технологическая лаборатория. Наша лаборатория венчурная, она ищет рынки для технологии.
Ведь у некоторых технологий всего один покупатель – государство в лице ведомства или госкорпорации. Эти технологии необходимо представить покупателю, и тот должен совместно с разработчиками решить, как развивать технологию, как государство может помочь вузу в выведении ее на новые уровни. Другие технологии, к примеру, медицинские, могут быть востребованы в городе, могут быть востребованы в стране, а могут быть востребованы и во всем мире – как, скажем, прибор диагностики, который захотела бы приобрести любая больница. Здесь мы уже говорим о многомиллиардном рынке, и для коммерциализации такого продукта необходима совершенно иная маркетинговая стратегия. Например, можно рассмотреть возможность вывода продукта на американский рынок, получив одобрение FDA (Управления по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов – американского правительственного агентства, регулирующего вопросы пищевой безопасности, табачного и фармацевтического производства и пр.), и тогда можно будет начать продажи продукта американским больницам. Аналогично в Израиле, в Азии, в Западной Европе.
Каждую технологию следует разделить на рыночные сегменты и продвигать в разных направлениях. Для разработки одних технологий необходимо привлекать венчурный капитал, для других – дополнительное грантовое финансирование, третьим нужен бизнес-акселератор, который поможет создать прототип и вложится в защиту интеллектуальной собственности. У каждого проекта, который будет рассматривать наша Лаборатория, свой набор особенностей и обстоятельств. Наши суждения о рыночной применимости той или иной технологии будут представлены университету, который решит, стоит ли работать в этом направлении дальше. Если ответ положительный, Венчурная лаборатория займется продвижением проекта, презентацией технологии инвесторам, предпосевным структурам, например, акселераторам, будет искать стратегических покупателей, таких как «Газпром», «РусГидро» или Siemens. Наша цель – выработка совместно с университетом стратегии коммерциализации, направленной на то, чтобы финансовые плоды от реализации технологии вернулись в вуз.
— На каком этапе этой цепи Ваше сотрудничество находится сейчас?
— В конце декабря достигнута договоренность с ректором о переезде «Марчмонта» в здание Инновационно-технологического центра. Сейчас идет совместная работа по созданию Marchmont – UNN Venture Lab: разрабатываются бизнес-план и программа действий на этот год и последующие пять лет. Мы рассчитываем представить бизнес-план Российской венчурной компании, Сколково и другим, кто проявит заинтересованность в финансировании нашего проекта. С ростом объемов финансирования расширятся и объемы работы.
На первый год план таков: мы в основном будем встречаться с проектными командами, несколько проектов в месяц, и я лично буду заниматься экспресс-оценкой технологий. Для ведения такой работы я выделяю несколько дней в неделю. Также готов раз в две недели, в пятницу во второй половине дня, персонально встречаться со студентами у себя в офисе. Кроме того, до конца года будут ежемесячные мастер-классы и тренинги, куда может прийти каждый желающий из числа студентов. Наконец, как Венчурная лаборатория, так и университет и его ИТЦ получат должное освещение через нашу медийную структуру: сотрудники вуза получат возможность вести блоги на сайте, рассказывать об интересных проектах университета, публиковать пресс-релизы – и все это на русском и английском языках. На этой стадии я также займусь поиском партнеров.
Все это бесплатно – это наш вклад в партнерство. Рассчитываю, что к концу июля наш совместный с ННГУ бизнес-план будет полностью готов и его можно будет представить донорам и инвесторам. Мы будет теснейшим образом взаимодействовать с А. Б. Бедным, А. О. Грудзинским, с программами EURECA, «СТАРТ» и «УМНИК». Собственно, с участниками этих программ мы уже общаемся.
К концу года мы надеемся запустить нашу программу бизнес-акселератора, которая будет содействовать эволюции идей и команд в полноценные стартапы.
В будущем, с расширением наших финансовых возможностей, мы хотели бы начать устраивать конкурсы бизнес-планов в стиле бизнес-акселератора. И вот тогда мы будем весьма заинтересованы в том, чтобы более не ограничиваться простой экспресс-оценкой, а помогать компаниям в разработке бизнес-планов и проведении нашими силами профессиональных исследований глобального рынка.
— Вы можете дать какие-то общие практические рекомендации молодым предпринимателям и инноваторам, как им общаться с инвесторами, чтобы привлечь частное финансирование в свой проект?
— Оценить рынок, потребность в Вашей идее. У Вас может быть Нобелевская Премия и блестящая идея, но она так и останется на этом уровне, пока Вы не определите, кому нужно Ваше изобретение.
Чтобы привлечь инвесторов и других стратегических партнеров, Вам необходимо объяснить, как Ваша инновационная идея поможет решить глобальные проблемы.
Инвестор спросит о потребности рынка, наличии юридического лица, ООО, интеллектуальной собственности, патента. Если этого нет – никто не будет поддерживать идею начинающего предпринимателя.
Наука это наука, бизнес это бизнес. Нужно строить мост между ними – а это задача команды. Венчурный агент не занимается инвестициями технологий – он не государственный министр экономических наук. Он интересуется инвестициями в бизнес. Нужен патент, легальная структура и группа, которая будет поддерживать развитие проекта несколько лет. Венчурный агент должен быть акционером. Роль такой оценки в США играет бизнес ангел. Пока в России слишком мало бизнес ангелов.
Необходимо понимание потенциальной отдачи от Вашей инновации и составление плана действий.
— Каковы Ваши пожелания для начинающих бизнесменов, что нужно для успеха?
— Малое предприятие – дело рискованное. Банкротств много, предприниматели теряют стимул, видя все эти трудности. В таких условиях не до долгосрочных инвестиций и многолетнего ожидания прибылей, что свойственно стартапам в сфере технологий. Верить в свою идею, свою команду, не сдаваться при поражении, а подниматься и целеустремленно двигаться к цели!

1386
Ваш комментарий станет первым
Чтобы оставлять комментарии необходимо авторизоваться или зарегистрироваться